Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук
Мало хотеть идти в школу — нужно еще и «созреть» для этого по-настоящему. Поэтому вопрос психологической готовности к школе остается острым.
В этом году часть своего профессионального времени я посвятила работе с первоклассниками в обычной школе. Если честно, я просто надорвалась, повторяя одно и тоже по 5-8 раз... И это у меня на занятии всего 8-10 человек. А что в школьном классе происходит? Понятно, что учитель работает со всеми детьми, и такие "экземпляры", которые не слышат с первого раза, быстро начнут отставать.
Когда я оцениваю готовность ребенка к школе меня совершенно не волнует, умеет ли он читать, знает ли алфавит, выполняет ли счет до 100. Всему этому быстро научат в школе за полгода-год... Важно, чтобы ребенок был готов всему этому научиться!
Говоря о прогнозе успешности ребенка в школе, я бы выделила следующие качества:
1. Самое важное, чтобы ребенок умел справляться со школьными нагрузками: сидеть и работать все занятие, несколько уроков; быть сосредоточенным. А для этого мозг должен созреть и это произойдет к 7-8 годам.
2. Нужно уметь трудиться. Исправлять ошибки, преодолевать трудности, работать самостоятельно, без назойливого контроля взрослого. Особенно важно, чтобы ребенок адекватно реагировал на замечания и критику учителя, не впадая в ступор или истерику при молейшей ошибке.
3. Понимать, что школьный класс — это другая реальность. Где не играют в «хотелки», где надо сразу услышать учителя, где не повторяют по 5-8 раз, где есть свои правила поведения, где дети не отвлекаются и не рыдают по любому поводу, не лезут под парту, не сидят в шкафу и т.п.
4. Умение работать в группе в одном темпе со всеми. Без назойливого контроля и мелочной опеки со стороны взрослого. Самостоятельно, по сути. Не истерить, когда что-то не получается. Выполнять пошаговую инструкцию учителя не отвлекаясь. И высший пилотаж: послушать задачку до конца, запомнить все условия, основной вопрос... И потом ответить на этот вопрос и решить задачу.
Замечу, что если с пошаговой инструкцией хорошо справляется половина детей , то с целостной задачей - единицы (1 из 20). Вот они на самом деле будут успешными в школе, если и другие 3 правила будут выполняться. И вот тогда родителям не нужно волочить чадо изо всех сил в светлое будущее. Ребенок идет туда сам - бодро, уверенно и радостно.
|